:
(англ. intellectualizm ) — концепции, преувеличивающие роль познавательных процессов ( интеллекта ) в ущерб чувствам или воле . Виды И.: психологический (напр., система Гербарта ), этический (напр., сократовская традиция в этических учениях), педагогический (примат обучения над воспитанием). Л . С . Выготский любил приводить афоризм В . Кёлера : «нигде И. не оказывается столь бесплодным, как в понимании интеллекта». Примером антиинтеллектуалистической теории в психологии может служить теория квазипотребностей К . Левина . В области гносеологических учений И. (при достаточно широком понимании интеллекта) представлен 2 крайними вариантами: эмпиризм (в т. ч. сенсуализм ) и рационализм. (Б. М.)(Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд-во.: Прайм-Еврознак, 2009. – 816с.)

» Психологический словарь