:
(англ. cognitive psychology ) — одно из направлений преимущественно амер. психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму . К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие , распознавание образов, внимание , память , воображение , речь , психология развития, мышление и принятие решения , в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект . С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход , в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти , протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени (см. Метод микроструктурного анализа , Парадигма Стернберга ). С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии ( Ж . Пиаже ), культурно-исторической психологии ( Л . С . Выготский и др.), деятельностному подходу ( А . Н . Леонтьев и др.). С др. стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в т. ч. рос. ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.) (Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд-во.: Прайм-Еврознак, 2009. – 816с.).

» Психологический словарь