Представьте ответы на ситуационные задачи:


Практическое задание 1.

К психоаналитику пришла мама девочки, которая учится в 8 классе и попросила помощи. Она рассказала, что ее дочь до 5 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас, она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет своей довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к нормальной жизни? Что с ней происходит?

Сформулируйте психологическую гипотезу относительно перемен, происходящих с девочкой? Какие психологические проблемы ее мучают?

Практическое задание 2.

К подростковому психоаналитику пришла женщина со следующим запросом: «Мой муж умер в день 13-летия сына. После похорон сын стал очень замкнутым, хотя до этого он делился со мной своими мыслями и впечатлениями. Замкнутый и неразговорчивый он везде: и дома, и в школе, в окружении друзей. Такое впечатление, что он перестал даже интересоваться тем, что до этих трагических событий его увлекало. Что сделать, чтобы он стал таким, каким был?»

1.В приведенном выше фрагменте консультативного приема найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию.

2.Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.

3.Определите основные этапы работы над проблемой.

Практическое задание 3.

У Даши пушистые светлые волосы и внимательный взгляд, ямочки на щеках и родимое пятно на левом плече. Даша любит розовый цвет и футболки Hello Kitty. А о чём она мечтает, чего хочет и кого боится, психолог не знает, и не уверена, что сможет узнать - Даша с ней не разговаривает.

И не только с ней. Даша не разговаривает в школе с учителями и одноклассниками, во дворе с соседями, в поликлинике с врачом и медсестрой. Даша разговаривает только дома и только со своей семьёй - с мамой, папой и бабушкой.

Мама не видит проблемы в Дашином молчании. Мама не хочет вести Дашу к врачу. У девочки хорошее здоровье и нормальное развитие. Но школа обеспокоена - уже второй класс, а от Даши до сих пор никто не слышал ни слова, школа теребит маму, мама приводит Дашу к психоаналитику «чтобы в школе отстали».

Даша разговаривала до школы. Она ходила в садик два года перед школой, там была маленькая группа и хорошие воспитатели, и Даша со всеми общалась. Не было проблем и во дворе, и в других местах. Замолчала девочка летом перед школой, и в школе уже не разговаривала. На вопрос, случилось ли что-то в это время в семье или с самой Дашей, мама пожимает плечами: "Ничего не случилось, всё как всегда".

Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психоаналитической помощи.

Практическое задание 4.

Алена (5 лет) – уже 1.5 года посещает детский сад. В прошлом году несколько раз болела, поэтому достаточно часто не посещала детский сад. В группе девочка держится обособленно, практически не играет с другими детьми.

Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей. Определите основные этапы работы над проблемой.

Практическое задание 5.

К психоаналитику обратилась семья: Ира, девочка 5 лет, живет в семье с мамой, папойи недавно родившейся сестренкой. В своих рисунках часто стала использовать темные краски. И только изображает картины природы яркими красками, тщательно прорисовывая листочки на деревьях, цветы.

Вопросы: Чем можно объяснить такие пристрастия юной художницы? Можно ли исправить ситуацию?

Практическое задание 6.

Объясните, почему психолог-психоаналитик должен обладать следующими качествами, которые ему следует проявлять в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

2. Открытость.

3. Доброжелательность.

4. Безоценочное отношение к клиенту.

5. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

6. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

Практическое задание 7.

Вы решили создать детский консультационный психоаналитический центр.

Вопрос: Что необходимо для того, чтобы центр начал функционировать?

Практическое задание 8.

Родители хотели мальчика и потому эмоциональность, чувствительность дочери, ее желание приласкаться – такое естественное для девочки – их раздражало. Они были чересчур строги и даже физически наказывали ребенка, особенно этим отличался отец, считавший себя неполноценным из-за рождения дочери, т. е. оба родителя относились к девочке так, словно она была непослушным и упрямым мальчишкой. К тому же в семье жила деспотичная бабушка, изматывающая внучку своими бесчисленными советами и предписаниями. Постепенно девочка, по словам родителей, становилась все более возбудимой, капризной, нетерпеливой и упрямой. С 4-х летней дочкой родители обратились в консультацию. При беседе девочка не считала их строгими и не испытывала к ним не дружелюбных чувств. Но она обнаруживала в игре панический страх перед Бабой Ягой и Кощеем, а из животных продолжала, как и раньше, бояться волка. На вопрос, почему же она не боится медведя, отвечала, что он добрый. Остальные сказочные персонажи были в ее представлении недобрыми, жестокими, что непроизвольно связывалось с подобным отношением к ней в семье.

Найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента. Определите основные этапы работы над проблемой.


Доступно с: пятница 20 октября 2023, 10:00
Последний срок сдачи: понедельник 23 октября 2023, 15:00