:
(англ. operation ).

1. О. — одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т. е. с задачей .

А . Н . Леонтьев определил О. как способ осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием , м. б. достигнута в разных условиях, поэтому одно действие м. б. реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия.

Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления др. действия, обеспечивающим достижение новой цели. Большинство О. — это результат обучения, овладения общественно выработанными способами действий, часто закрепленных в орудиях действия (напр., в счетах оформлены счетные операции). Сознательная О. первоначально формируется в качестве сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.), однако не всякая О. — сознательная.

2. Согласно взглядам Ж . Пиаже , О. — это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления . Развитие операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются при этом закону целостности. Пиаже описаны общие условия образования О. при формировании у ребенка понятий движения, скорости, времени и пространства, геометрических представлений, понятий числа и т. д. Подробнее см. Операции интеллектуальные.

(Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд-во.: Прайм-Еврознак, 2009. – 816с.).

» Психологический словарь