:
(англ. reflection ) мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ , понимание , осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д. В схоластической философии Р. называлась intentio secunda, понимаемая как обращенность разума на свои собственные состояния (напр., понятия ), возникающие как результат intentio prima, т. е. обращенности разума на объекты (предметное содержание). И . Кант под именем «трансцендентальная Р.» понимал анализ содержания сознания в терминах порождающих его познавательных процессов: «Р. есть осознание отношения данных представлений к различным источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу м. б. правильно определено. До всякого дальнейшего обращения со своими представлениями мы должны решить вопрос: к какой познавательной способности они вместе принадлежат? кто связывает или сравнивает их — рассудок или чувственность?» (Кант). Понятийно, процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением , интроспекцией , ретроспекцией , самосознанием . Формирование Р. начинается в младшем школьном возрасте , а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития (по Э . Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?»). В концепции развивающего обучения ( Давыдов В . В . и др.) Р. рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития (см. Учебная деятельность ). Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др. См. Экзистенциальная психология . (Б. М.) (Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд-во.: Прайм-Еврознак, 2009. – 816с.).

» Психологический словарь