:
(англ. self-development ) формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. С. как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте . Однако предпосылки С. можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения , наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для С. можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям .

В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка . Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам (см. Комплекс неполноценности ). В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам. С. невозможно без адекватного анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С. способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности — процесс непрерывный, не имеющий предела, С. — дело всей жизни человека. См. Развитие психики (Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд-во.: Прайм-Еврознак, 2009. – 816с.).

» Психологический словарь