:
(англ. ability formation ). Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности . Общепринято в отечественной психологии считать способности прижизненно складывающимися психическими свойствами индивида. Ф. с. происходит на основе врожденных задатков способностей . Однако вопрос о природе задатков и их роли в Ф. с. является дискуссионным. По мнению одних авторов ( Б . Г . Ананьев , Б . М . Теплов и др.), задатки специфичны по отношению к способностям, хотя и многозначны (т. е. одни и те же способности могут формироваться на основе разного сочетания задатков). По мнению др. ( А . Н . Леонтьев ), задатки вообще не специфичны по отношению к собственно человеческим способностям и последние целиком формируются в процессе усвоения (присвоения) социального опыта. Ф. с. происходит в процессе усвоения тех видов деятельности, для осуществления которых эти способности необходимы. Но если приобретение знаний, умений и навыков — это прямой результат обучения деятельности, то Ф. с. при существующих формах обучения выступают его косвенным, побочным результатом. Леонтьевым была поставлена задача перехода к прямому Ф. с., созданию «педагогики способностей» . Трудность ее решения состоит в отсутствии четких знаний о психологической природе способностей и закономерностей их формирования. В ряде исследований развития способностей у детей (В.И.Киреенко, Н.С.Лейтес, В.А.Крутецкий и др.) дается описание психических свойств, выступающих в качестве способностей к определенным видам деятельности, и вскрываются условия, способствующие их совершенствованию. Ведутся интенсивные исследования умственных способностей ребенка: разрабатываются методы их диагностики и изучаются возможности их целенаправленного формирования в дошкольном и школьном возрасте (Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд-во.: Прайм-Еврознак, 2009. – 816с.)

» Психологический словарь