:
(Herbart, 1776-1841) — нем. философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Для превращения психологии в подлинную науку Г. считал необходимым применение математики, пытался использовать ее для объяснения статики и динамики представлений, которые, по Г., являются элементами сознания. Хотя поставленная задача и не удалась Г., предложенная им на основе учета количественных характеристик представлений (их силы, или ясности) модель сознания (идеи которой можно найти еще в работах Г . В . Лейбница ) сохранилась в последующих учениях эмпирической психологии ( В . Вундт и др.). По Г., сознание имеет 3 зоны: ясного сознания, «просто» сознания и бессознательного , между которыми существуют нежесткие границы, названные Г. порогами (данное понятие затем использовал Г . Т . Фехнер ). Понятие «вытеснение», примененное Г. для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовалось затем в психоанализе . Г. выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Г. называл апперцепцией ). Г. оказал значительное влияние и на педагогику, критикуя теории врожденных способностей и подчеркивая значение опыта и ассоциаций в процессе обучения и воспитания. (Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд-во.: Прайм-Еврознак, 2009. – 816с.)

» Психологический словарь