:
(1905-1981) — сов. психолог, ученик Л . С . Выготского . В 1930-е гг., будучи членом Харьковской школы психологов, стоял у истоков деятельностного подхода в психологии , вместе с А . Н . Леонтьевым разрабатывая проблему возникновения психики в филогенезе (см. Чувствительность ). Однако главный вклад в теорию деятельности З. внес своими онтогенетическими исследованиями. Им было показано, что в истоках любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия: так, восприятие представляет собой свернутое (интериоризированное) «перцептивное действие» , уподобляющееся основным свойствам воспринимаемого предмета; мышление возникает первоначально как практическое («действенное») обобщение и т. п. Впоследствии им была начата разработка идеи развития эмоций как овладения действиями по оценке смысла ситуации для субъекта. Процесс интериоризации понимался З. как превращение во внутренние первоначально внешних форм ориентировочной деятельности . Эти взгляды оказали влияние на формирование концепции предмета психологии как ориентировочной деятельности в русле деятельностного подхода. На основе обобщения теоретических и практических (по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны) исследований создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий. См. Сенсорные эталоны , Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий . (Е. Е. Соколова.)(Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд-во.: Прайм-Еврознак, 2009. – 816с.)

» Психологический словарь