:
(от лат. identificare — отождествлять).

1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации . Ситуативная И. часто имеет место во время детской ролевой игры .

2. Устойчивое отождествление себя со значимым др., стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную И. Первичная И. — это И. ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая И.). Вторичная И. — это И. в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

3. Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание (см. Эмпатия ).

4. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу . (См. Защита психологическая , Комплекс Эдипа ).

5. И. групповая — устойчивое отождествление себя с к.-л. (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей (см. Социальная идентичность , Ценностные ориентации ), осознание себя членом этой группы или общности. Син. автоидентификация , самоидентификация.

6. В инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание к.-л. объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков. См. Идентификация ( перцептивная ). (Д. А. Леонтьев.)

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (перцептивная) (англ. perceptual identification ) — один из видов перцептивного действия ; является промежуточным звеном между актом различения и опознанием ; состоит в сличении 2 объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти , и установлении их тождества или различия. И. всегда предполагает дихотомическое разделение всей совокупности сигналов на класс сигналов, тождественных эталону по всем признакам (положительная И.), и на класс сигналов, не тождественных эталону хотя бы по 1 признаку (отрицат. И.). По данным Т. П. Зинченко (1981), отрицат. И. осуществляется с большей скоростью и точностью по сравнению с положительной. Это объясняется тем, что для положительной И. необходимо установление тождества сигналов по всем опознавательным признакам , в то время как для отрицат. И. достаточно установление различия между ними хотя бы по 1 признаку. Ср. Узнавание (Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд-во.: Прайм-Еврознак, 2009. – 816с.)

» Психологический словарь